Введение
То, что мы сегодня поднимаем этот
вопрос, говорит, как минимум о том, что, несмотря на все наши усилия
отождествлять учебные заведения с церковью, между ними остается некий разрыв,
или же, сказать мягче, некая дистанция. Ситуация это естественная, потому что
школа не есть церковь. Это две разные единицы. А раз это две разные единицы,
то между ними всегда будет дистанция. Дистанция есть даже между мужем и
женой, хотя Писание и называет их «одна плоть». Тем более между богословской
школой и церковью. Вопрос больше в том, чтобы эта дистанция была рабочей, т.
е., чтобы с одной стороны имели достаточную свободу, а с другой стороны
присутствовал элемент взаимозависимости, при котором можно было бы объединять
усилия для достижения совместных целей.
О том, как выдержать эту «рабочую»
дистанцию, как выстраивать правильные взаимоотношений между церковью и
богословскими школами или же, как звучит название доклада, как формировать
атмосферу диалога, мы и продолжаем говорить сегодня.
На самом деле, необходимо
отметить, что ситуация сегодня в целом выглядит несколько лучше, чем, скажем,
10 лет назад. Кажется, что на сегодняшний день осознание необходимости в
христианском образовании в церкви больше, чем было несколько лет назад.
(Именно христианском, не богословском). Кроме того, ожидания церкви от
богословских школ сегодня более реалистичные. Школы также со своей стороны
сегодня больше осознают необходимость в ведении диалога с церковью, готовы
прислушиваться к пожеланиям церкви и пытаться отвечать на сегодняшние нужды
церквей. Божье водительство видно в том, что, независимо друг от друга мы
приходим к тем же самым выводам и делаем похожие шаги для улучшения ситуации.
Тем не менее, вопросов об
улучшении взаимодействия между церковью и школой еще остается много. В своем
докладе я попытаюсь предложить несколько элементов, которые, на мой взгляд,
могут содействовать укреплению взаимоотношений и более тесному взаимодействию
церкви и богословских школ. На самом деле, это те тенденции, которые в
большей или меньшей степени уже имеют место в большинстве школ и нам нужно
лишь усиливать движение в этом направлении.
Краткий анализ истории
взаимоотношений церкви и богословских школ
История
возникновения «формальных» семинарий в Америке
Прежде чем говорить об истории
взаимоотношений между церковью и школами в странах бывшего СССР, мы кратко
напомним, как богословские школы, в том виде, как мы знаем их сегодня,
появились в Северной Америке. Изначально процесс подготовки служителей
евангельских церквей проходил там под четким патронажем служителей церкви и
при церкви, т.е. потенциальный служитель после окончания колледжа проходил
наставничество и обучение непосредственно в церкви, учась у своего служителя.
Этот процесс мог длиться от нескольких месяцев до 2-3 лет, во время чего
«студент» сам содержал себя, работая вне церкви «своими руками». Процесс
переосмысления этой парадигмы начался примерно за несколько десятилетий до
гражданской войны в Америке. Именно тогда «неформальное», неофициальное
обучение стало принимать формы образования, которое сегодня мы называем
«очным». Основные аргументы, приводимые в пользу перехода к такой форме
образования, были следующими:
- Для того
чтобы потенциальный служитель смог качественно сформироваться, ему
необходимо уделить достаточное количество времени для обучения. Это
может быть сделано только при «очной» форме обучения.
- Студенту,
готовящемуся к служению, необходимо обеспечить доступ к хорошей
библиотеке, которой не могло быть при каждой церкви.
- При
очной форме обучения можно создать условия для специализации в
определенной области изучения.
- Очная
форма обучения даст студентам возможность полностью погрузиться в
обучение и таким образом улучшит качество подготовки.
- Очная
форма позволяет создать среду, создать атмосферу, в которой студенты
могут учиться друг у друга, а также развивать дружбу, которая в будущем,
когда эти студенты станут руководителями церквей, будет содействовать
развитию взаимоотношений между церквями и таким образом укреплять
единство церкви (из нашей
с вами практики мы знаем, что действительно многие выпускники дружат
десятилетия спустя после окончания школы)
- Посредством
обучения здравой доктрине выстраивать некую единую линию в церкви в
вопросах вероучения, ценностей и даже форм служений, что, опять-таки,
будет содействовать единству церквей, особенно когда речь идет о
деноминационных школах.
В течение примерно 30 лет в
Америке было образовано более 50 профессиональных богословских учебных
заведений (семинарий) в 17 штатах. Такой резкий рост богословских школ был
обусловлен следующими факторами:
- Необходимость
в большем количестве служителей, вызванная так называемым «Вторым
великим пробуждением» (Second Great Awakening), в результате которого
появились не только новые верующие, новые церкви, но и новые деноминации
(параллель
с началом 90х в бывшем СССР).
- Новые
деноминации нередко возникали на фоне богословских споров. Семинарии
должны были ответить на целый ряд богословских вопросов.
- Смерть
нескольких выдающихся учителей-менторов, «у ног которых» в частном
порядке проходили обучение служители. Ощущалась необходимость в создании
некоей образовательной «системы», которая не была бы так сильно зависима
от отдельных личностей.
- Желание
повысить уровень богословского образования и сделать его более
профессиональным.
Казалось, что введение новой формы
действительно ответит на поставленные вопросы. Однако, в результате изменения
произошли не только в форме образования, но и в его сути: изучение богословия
перешло из области «мудрости» в область «знания». Некоторые детали этого
изменения выразились в следующих элементах:
- акцент сместился из
области работы над духовным миром служителя, в область работы над его
интеллектуальным развитием
- получение
формального богословского образования стало обязательным для того, чтобы
христианин мог стать служителем
- ученые
степени стали критерием готовности человека к служению (чем выше
степень, тем выше готовность)
* предпочтение стало отдаваться не дарам и призванию, как это должно
быть в церкви, а образованию человека. Люди, не имеющие дара руководства
или учительства, получив образование, становились руководителями и учителями;
более того, от них ожидалось, что после окончания семинарии они будут
духовными лидерами;
* служение в церкви стало профессией, которую человек выбирает как и
любую другую профессию, - менторство
пасторов были заменено учением преподавателей
Анализ процесса
возникновения богословских школ в бывшем Союзе
К нам богословское образование
пришло уже в готовом виде, имея за плечами огромнейший опыт, и нам осталось
лишь принять этот опыт. Конечно, необходимо отметить, что с 60-х годов во
ВСЕХБ функционировали заочные библейские курсы, как национальное богословское
образование и как основное средство для обучения служителей. Однако с
развалом СССР и открытием границ для иностранных миссий, именно роль
последних стала определяющей в концепции богословского образования на
огромном пространстве нашей Родины.
Большинство учебных заведений на
территории СНГ были начаты иностранными миссиями или с помощью иностранных
миссий. Цель, казалось, была очевидной: подготовка кадров. На конец 80-х,
начало 90-х их нехватка остро ощущалась. Изначально речь шла не о подготовке
служителей «с нуля», а о переподготовке, о повышении квалификации
существующих. И хотя сама идея образования не была чем-то абсолютно новым
(как уже было отмечено, существовали ЗБК), с самого начала стало очевидно, те
формы образования, которые пришли в наши страны, та динамика, с которой это
образование пришло, те ожидания, которые на это образование
возлагались, - это новый импульс, новое движение, которое имело как свои
сильные, так и свои слабые стороны.
Сильные стороны:
- Неожиданно
появились материальные ресурсы, которых до этого никогда не было в
церквях, а с ними открылись и новые огромные возможности. Появилась
возможность
- Строить
не только небольшие помещения для занятий, но целые учебные городки для
полноценного функционирования школ
- Создавать
библиотеки
- Бесплатно
обучаться, жить и питаться (нередко с семьей!) да еще и получать
стипендию
- Содержать
администрацию и преподавательский состав школы
- Сразу же
появились квалифицированные преподаватели; не нужно было ждать
десятилетия (а именно столько нужно для подготовки качественного
преподавательского состава) для подготовки своих преподавателей
- Не нужно
было ничего «изобретать», нарабатывая свой опыт в формировании программ,
форм и методов обучения; подробно расписанный «опыт» просто «привозился»
со стороны
- через
международное партнерство открылась возможность обучения национальных
кадров за рубежом
Таким образом, мы «заскочили» на
ступеньку образования, на которую западные школы, в частности
североамериканские, поднимались постепенно и - ключевое слово - естественно. Мы
«заскочили» туда без какого-то серьезного осмысления, - для этого просто
не было времени, - просто приняв уже существующую модель.
Однако у этой медали, у этого
благословения (в полном смысле этого слова), были и свои слабые стороны.
Остановимся на некоторых из них, в частности на тех, которые формировали
некую дистанцию между школами и церковью.
Слабые стороны:
- Появившиеся
в школах ресурсы формировали их независимость от церквей, которые,
практически не участвовали, а потому и не влияли на формирование школ.
Таким образом, изначально исторически была заложена парадигма
независимости, дистанцированности школ от церквей.
|