Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 16.12.2018, 07:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наши Друзья

Церкви.com

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Ростислав Крыжановский

 

Вы никогда не задумывались над вопросом: почему корнем слова «образование» является «образ»? И вообще почему у нас не обучение, а образование? Если мы посмотрим значение этого слова в различных словарях и энциклопедиях, то поймём, что образование это «целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения…». То есть образование это более широкое понятие, включающее в себя обучение, которое занимает вторичное место после воспитания. Есть меткое ироничное высказывание, что образование – это остаток после того, что забыли после обучения в школе и вузе.

Образование происходит от слова «образ». «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же ОБРАЗ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18). Библия нам говорит, что мы созданы по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26,27). Но, есть образ перстный, а есть образ небесный (1Кор. 47-49). Чтобы преобразовать образ перстный в образ небесный необходима не только вера, не только основанные на ней добрые дела, но и знания во славу Господню. «Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам» (Пр. 23:12). Библия – Слово Божье большое внимание уделяет знаниям: «Сердце разумного приобретает знания и ухо мудрых ищет знания» (Пр. 18:15).

На фасаде Христианского гуманитарно-экономического открытого университета (г. Одесса, Украина) под крестом большими буквами записаны слова Библии: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:3).

Именно, исходя из Слова Божьего задолго до возникновения современного светского образования существовало христианское образование. Основанное на учении Иисуса Христа, на отражении Его ОБРАЗа. Господь Иисус Христос – свет миру и только благодаря Ему именно христианское учение – свет, а неученье – тьма. Потому что нередко светские учения тоже бывают тьмой.

Первые соборные и монастырские школы образовывались при церквах ещё до разделения христианства на конфессии. Но уже в ХІІ веке соборные школы преобразовывались во всеобщие школы и университеты. Эти университеты изначально были христианскими, поскольку узаконивались и контролировались священнослужителями, были автономными и независимыми от светской власти, активно сотрудничали с церквами.

Сейчас в мире насчитывается более 1000-и христианских университетов, которые являются альтернативой светскому образованию.

Самым великим Учителем всех времён и народов был Господь Иисус Христос, именем которого названы эти университеты. Большинство из них готовят не только теологов, но и экономистов, юристов, психологов, дипломатов, дизайнеров, тренеров, педагогов и других специалистов на основах христианского мировоззрения.

Каждая эпоха имеет свой уровень развития знаний человеческих. Когда-то достаточно было для большинства людей 2-х классов церковно-приходских школ. Сейчас для успешной жизнедеятельности недостаточно даже полного среднего образования. В нашу эпоху большинство людей в развитых странах стремится и получает высшее образование.

Почему христиане проигрывают битву в Европе и Северной Америке, которые явно дехристианизируются? Тому разные причины. Одна из них: потому, что мир становится высокообразованным, а многие христиане отстают и не могут эффективно свидетельствовать тем, кто по уровню развития или образования им противостоит.

«Вы – соль земли» - говорит о нас Слово Божье. Могут ли малообразованные люди, работающие по специальностям, не требующим высокого интеллекта быть солью земли в глазах высокомнящих о себе неверующих?

Низкий социальных статус в стремительно интеллектуализирующемся мире грозит малообразованным христианам оказаться на задворках общества и действительно превратиться в сектантов. Христос должен господствовать не только в церквах, но и в общественной, профессиональной деятельности.

Наше призвание, как учеников Иисуса Христа – просвещать мир, то есть быть ему светом. Корнем слова «просвещать» является свет. А для того, чтобы нести свет христианского мировоззрения миру, мы сами должны быть высокообразованными людьми. «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого!» (Рим. 2:21).

Если в Симфонии найти слово «знание», то можно понять какое большое значение в Библии Бог уделяет этому понятию. В книге Притчей мудрейший из людей Соломон подчёркивает, что знание происходит от Бога и оберегается Им (Пр. 2:6; 22:12), радует душу (Пр. 2:10), взывает к разуму (Пр. 2:3) и благоразумию (Пр. 13:16).

Что ещё говорит Библия о знании? Она указывает на него как на высокую добродетель: «Нехорошо душе без знания» (Пр. 19:2); «Сердце разумного приобретает знания, и ухо мудрых ищет знания» (Пр. 18:15); «…но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею» (Еккл. 7:12); «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:3) и др.

Вера и разум становятся антагонистами (противниками), когда разум не основан на вере. Разумная личность не противопоставляет веру и знания. Вера не должна быть слепой. Мир всё стремительней интеллектуализируется и те христиане, которые считают любые другие знания кроме Библии богопротивными и ненужными, попросту отстают в умственном развитии, в профессиональном росте, развитии своего интеллекта.

Иисус Христос – Учитель не только духовности. Он учит и трудолюбию, и любви, и добросердечности, и творчеству, и справедливости, и порядочности, и послушанию властям. Учит не только сам, но и через своих учеников – Апостолов.

Людям нужны знания научные, но только те, которые не противоречат Слову Божьему.

К сожалению многие христиане считают, что высшее образование не нужно духовному человеку. Ему достаточно одной Библии. Тех же верующих, которые не столь консервативны, не удовлетворяет обычное светское образование, где неверующие педагоги и такие же авторы учебников грешат против истины.

Вот поэтому необходимо Христианское образование, где христианские предметы позволяют выработать мировоззрение правильного мышления. Для того, чтобы у церквей было влияние также и на интеллектуалов, и на сильных мира сего, должно быть умножение христианской интеллигенции.

Великий учитель Иисус Христос не только учил Своих учеников, но и воспитывал. Мессия – Сын Божий проповедовал моральные и нравственные нормы не только ученикам, но и простым, и знатным людям. И самое главное – дал Великое поручение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мтф. 28:19,20).

Для того, чтобы кого-то чему-то научить, необходимо самому получить истинные знания. И эти знания нужны не только миссионерам, а каждому христианину. Известно, что подавляющее большинство возрожденных душ пришли ко Христу через обычных верующих – неформальных миссионеров.

Чтобы «достучаться» до сердец неверующих, необходимы не только духовные знания, но и человеческие, особенно в наш динамичный высокообразованный век.

Для тех, кто желает эффективно служить Богу особенно актуально получение высшего образования. Наши молодые Евангельские христиане-баптисты не должны находиться на интеллектуальной обочине. Они должны стремиться получать высшее образование. Высшее образование даёт возможность представлять церковь на высшем уровне. Особенно важно, чтобы как можно больше христиан были учителями и преподавателями в школах и вузах. И работали не только в христианских учреждениях образования, но и в светских.

Для христиан важно иметь и духовное и светское образование. А лучше всего – духовно-светское образование, которое должно быть приоритетом.

Атеистическое мировоззрение и эволюционный гуманизм эффективно работают в современном секулярном образовании, внеся сумятицу в умы детей даже верующих родителей. Вот почему необходимо всемерно развивать христианское образование на библейских принципах. Ведь был период, когда в Европе образование действительно было христианским. Начиная с XI-го века стали появляться христианские университеты: Болонский, Парижский, Пражский и др.

Для становления США государством № 1 в мире много сделали университеты, созданные баптистами – Гарвардский, Йельский, Беркли, а также другими христианскими конфессиями и деноминациями. Основатель Гарвардского университета пастор Джон Гарвард так определил основную цель христианского образования: «… знать Бога Отца и Его Сына Иисуса Христа так, чтобы Он стал единственным основанием знаний». И сейчас эти университеты, созданные на основах христианского мировоззрения, являются лидерами мирового образования. Однако, постепенно они либерализовались и стали отступать от библейских принципов. Скорее всего это связано не только с дехристинизацией современного западного мира, но и с системой свободного выбора студентами предметов для обучения. В результате христианские дисциплины вытеснялись из учебных программ, преподаватели-христиане заменялись светскими профессорами.

В то же время появляются новые христианские университеты и новые формы христианского образования. Недавний пример – Научно-образовательный комплекс одного из самых крупных на территории бывшего СССР – Христианского гуманитарно-экономического открытого университета с созданным в 2008 г. American David Livingstone University of Florida (НОК «ХГЭУ-AUF). Этот комплекс призван нести свет Евангелия on-line по светским и духовным специальностям на двух языках: английском и русском, в том числе для иммигрантов и их детей из бывшего СССР. ХГЭУ вот уже 17-й год в такой сложной стране, как Украина, в Одессе успешно отстаивает право верующих на получение христианского образования, борясь и побеждая с божьей помощью во Славу Христа Спасителя. Христианский университет создан одесскими и московскими учёными с пасторами Одесской Пересыпской церкви ЕХБ.

ХГЭУ совместно с AUF и Московским гуманитарно-экономическим институтом (государственный диплом России) готовит не только теологов, но и экономистов, юристов, психологов, журналистов, бизнес-администраторов, переводчиков и др. (около 30 специальностей и специализаций). Информационный сайт ХГЭУ: http://www.hgeu.com.ua, AUF: http://www.aufonline.org. В НОК «ХГЭУ-AUF» большинство поступающих – неверующие. Многие из них здесь впервые познают Бога и, наряду с получаемыми профессиональными знаниями по светским специальностям, изучают Библию. Все студенты в обязательном порядке проходят целый ряд христианских дисциплин: Основы христианской веры, История христианства, Христианское мировоззрение, Христианская этика, Библиология, Библейские основы своей специальности, Религиоведение и др. Такая ненавязчивая евангелизация даёт добрые плоды.

Одна из отличительных черт истинного христианского образования – это следование Слову Божьему, не взирая на мнения властей, людей и жизненные испытания. По образцу Апостолов Петра и Иоанна, которым в Синедрионе начальники и первосвященники приказали: «отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: суди́те, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:18,19).

И далее Апостолы продолжали настаивать на Писании: «… должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). И в наше последнее время всевозможных ограничений слышания Слова Божьего встречается немало примеров и образцов отстаивания свободы совести и идеалов христианского образования.

«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). При следовании этому библейскому принципу христианское образование действительно является по сравнению с секулярным светским более качественным, отражающим полно не только материальную, но и духовную картину мира. Самое главное условие – образ и пример Господа нашего Иисуса Христа должны быть образцом христианского образования.

 

Ростислав Крыжановский

 

Газета «Наши дни» № 2369 от 22.03.2014 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Payl (02.04.2014)
Просмотров: 1168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: