Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 16.12.2018, 06:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наши Друзья

Церкви.com

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

                     

ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ


Христианство основано на своеобразном и уникальном видении реальности, истины и ценности. Педагогическая форма, происходящая от этого мировоззрения, произрастает именно из этих фундаментальных убеждений. Христианское образование, то есть христианское на деле, а не на словах, должно рассматривать природу и потенциал учащегося, роль учителя, содержание учебного плана, методологические акценты и социальные функции школы в свете своей философской основы.

Настоящая глава не является ни исчерпывающим исследованием христианского образования, ни детальной разоаботкой методологических форм для практического применения. Ее целью является раскрытие ряда педагогических принципов, произрастающих из исходных посылок христианского мировоззрения. Эти принципы можно рассматривать как руководство для отбора и использования специфических методик и приемов для практического применения в рамках конкретного педагогического контекста.

Эта глава не стремится разделить различные педагогические роли, созданные в обществе. Объект ее внимания - школа, но, тем не менее, многое из того, что будет здесь сказано, можно рассматривать по отношению как к семье, так и к церкви, поскольку родители и церковь являются в определенном смысле такими же работниками, как и учителя. Семья, церковь и школа - все они имеют дело с теми же самыми детьми - детьми, которые имеют ту же самую природу и те же самые потребности, но только в разных ситуациях. И семья, и церковь имеют свой учебный план и педагогический стиль; и семья, и церковь, несомненно, имеют свои социальные функции, родственные функциям, учебному плану и педагогическому стилю школы. Поэтому родителям, служителям церкви и школьным учителям необходимо достигать большего понимания во взаимозависимой природе своих педагогических функций и развивать эффективные каналы взаимопризнательности и общения. Данное объединение между христианским учителем в школе и христианским учителем в семье и церкви является очень важным, потому что христианское образование является более широким понятием, чем христианское обучение. Семья, церковь и школа работают с наиболее ценными объектами на земле, детьми Божьими, и каждая из них основывается на общих для всех принципах.

 

 

ПРИРОДА УЧАЩЕГОСЯ И ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Сегодня, - пишет Г. С. Берковер, - больше, чем когда-либо, вопрос "Что такое человек?" является центром теологического и философского рассмотрения".211 Этот вопрос является также центром педагогической мысли. Учащиеся являются наиболее важными компонентами школы. Кто же эти учащиеся? Какова их сущностная природа, причина их бытия, их позитивные аспекты и негативные характеристики? Добры ли они, злы ли, или же нейтральны? Каковы их потребности и как следует школе относиться к ним? Ответы на эти вопросы формируют центральные пункты различных социальных и педагогических теорий. Как заметил Д. Элтон Трублад, "пока мы не уясним, что такое человек, не сможем ясно осознать все остальное".212

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ОБРАЗ БОЖИЙ

РейнгольдНибур отмечал, что основной характеристикой "христианского видения человека является то, что он понимается прежде всего скорее с точки зрения Бога, чем с точки зрения уникальности своих рациональных способностей или своего отношения к природе".213 Важным фактом относительно человеческого бытия с библейской позиции является то, что "Бог создал человека по своему образу и подобию" (Бытие, 1:27). Человечество состоит в исключительном взаимоотношении с Богом - Творцом. Именно в силу того, что человек был создан по подобию Господа, между людьми и животным миром лежит пропасть. Люди - не просто высокоразвитые двуногие существа. Они - личности, созданные по образу и подобию Бога, и, в результате, они являются участниками божественной природы. Любовь и рассудок есть вечные человеческие свойства, поскольку они являются частью характеристики Бога.

Человеческая уникальность вращается вокруг того факта, что Бог выделил человечество в процессе творения как единственное создание среди всех обитателей Земли, которые являются ответственными и подотчетными (Бытие,1:28). Человечество имело возложенное на него священное призвание распоряжаться Божьим творением. Только человечество действует как Божественный представитель, пророк и священник на земле. Людям была также предоставлена широкая возможность общаться как на мысленном, так и на вербальном уровнях, а также дана способность выходить за границы своего мира и своего собственного бытия как через сознание, так и через самосознание. Человеческие существа, говорит Библия, были созданы со способностью общаться и развивать личные взаимоотношения со своим создателем. Этот образ присутствует в каждой части личности. Человеческие существа были созданы по подобию Божьему ментально, духовно и физически. "Священное писание, - отмечает Берковер, - не дает оснований для того, чтобы думать, что только та или иная часть человека является отражением образа Божьего".214

В момент создания люди задумывались как существа любви, доброты, доверия, разума и праведности. Не нужно быть очень проницательным, чтобы увидеть, что люди не являются больше ни любящими, ни добрыми, ни ответственными, ни разумными, ни праведными. Как человеческое общество в целом, так и взаимоотношения между конкретными людьми насквозь изрешечены агрессией, враждой, жестокостью и эгоизмом.

Человечество изменилось, и это изменение является следствием грехопадения, описанного в третьей главе Бытия. Человечество отвергло Бога и избрало свой собственный путь. Как следствие этого, люди стали враждебны Богу и были отделены от Него (Бытие, 3:8-10), своих ближних (Бытие, 3:11,12), самих себя (Бытие, 3:13) и природного мира (Бытие, 3:17-19). Образ Божий был искажен во всех своих аспектах. Человечество избрало путь отделения от источника жизни; и, как следствие этого, стало смертным (Бытие, 2:17; 3:19).

В то же время необходимо отметить, что даже несмотря на то, что образ Божий был надломлен и существенно искажен, он все же не был разрушен (Бытие, 9;6; 1 Коринфянам, 11:7; Иакова, 3:9). Как отметил Джон Кальвин, "наследство" того образа, который продолжал существовать в человечестве после грехопадения, "все еще мерцает" в "дегенерирующей природе".215 Следовательно, несмотря на то, что люди покороблены и блуждают в потемках в результате грехопадения, они все еще остаются людьми. Они все еще имеют богоподобный потенциал и характеристики. Шеффер отметил, что "человеческие достижения демонстрируют то, что он совершенно не чурбан, хотя цели, к которым он часто стремится, показывают, насколько он далек от истины".216

Начиная со времени грехопадения внутри человеческой природы, как и в целом в мире, происходит великое противостояние между силами добра и зла. Люди разрываются между своим желанием добра и склонностью к злу, и они часто тянутся к добру, несмотря на то, что их природные склонности ведут их к выбору зла. Эту дилемму человечества невозможно понять в отрыве от проблемы грехопадения.

Человеческий потенциал добра и зла объясняется библейским откровением об исключительности положения человечества по отношению к Богу и утраты им этого положения. Люди живут сейчас в аномальном мире, в котором они отделены друг от друга и от Бога. Падшее человечество восстало против Творца. Человеческая природа влечет его занять место самого Бога и восстать против законов вселенной (Римлянам, 8:7). Его цель - стать независимым. К сожалению, восстание человечества и его желание быть своим собственным богом является источником его разрушения.

Сами по себе падшие люди не могут разрешить своего собственного безвыходного положения по причине обманчивости человеческой природы (Иеремия, 17:9). Наиболее иллюзорная часть нынешнего человеческого положения состоит в том, что оно не осознает своего невежества относительно своего истинного положения и своих безнадежных возможностей совершенствования. Библия представляет падших людей как мятежников, которые не в состоянии найти Бога - Творца в самих себе.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА БОГА, ИСКУПЛЕНИЕ И ПРИМИРЯЮЩАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

К счастью, заблудшее человечество не оставлено на произвол судьбы. Бог взял на себя инициативу помочь людям выйти из своей тьмы и возобновить и восстановить в них Его образ во всей его полноте (Колоссянам, 3:10). Это и есть та причина, по которой Христос пришел в этот мир. Первое обетование этого восстановления и примирения намеком дано уже в Бытии, 3:15, где Адаму и Еве было даровано первоначальное видение Спасителя. В более полном виде это обетование раскрывается в священных служениях Ветхого Завета. Во всей же своей полноте оно проявилось в воплощении Иисуса Христа, который пришел спасти падшее человечество от последствий греха (Иоанна, 3:16,17).

Деятельномть Христа легче всего рассмотреть в категориях расплаты и искупления. Его работа состояла в том, чтобы обратить вспять последствия грехопадения, сделав возможным для людей гармоничные отношения с Богом, с другими людьми, с самими собой и с природным творением.217

В свете этого две великие заповеди любви можно рассматривать как подчеркивание восстановления сломанных взаимоотношений между людьми и Богом с одной стороны, и людьми и их ближними с другой. Помимо этого, учение Христа о необходимости самопроверки, исповедания греха и уверенность в Его праведности можно рассматривать как средства возвращения людей к правильному видению самих себя. Эти восстановленные взаимоотношения сделают возможным в конце времен возвращение земли к ее райскому состоянию. Библия построена вокруг телеологического послания, которое указывает на время, когда человечество будет возвращено к гармонии со сферой природы (Исайя, 11:6-9). Если вход греха принес вражду и ухудшение в отношениях, то сущность Евангелия состоит в восстановлении этих взаимоотношений. Этот непрерывный процесс влечет за собой восстановление образа Бога в людях через содействие Священного Писания. Образование является одним из способов восстановляющих и примиряющих усилий Бога. Следовательно, это можно рассматривать как искупительную деятельность.

Природа, состояние и потребности учащегося составляют центральный пункт христианской философии образования и направляют педагогов к целям христианского образования. Всех учащихся можно рассматривать как личностей, которые имеют неограниченный потенциал, поскольку все они являются Божьими детьми. В то же время они являются людьми, чья величайшая потребность состоит в том, чтобы узнать Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Искупительная, восстановительная и примиряющая цель христианского образования создает критерий для оценки всех других аспектов христианского образования, включая роль учителя, структуру учебного плана, надлежащие инструкторские методологии, а также причину обоснования христианской альтернативы публичному образованию.

Джим Вильгойт отмечает, что библейский "взгляд на человеческую природу не имеет параллелей в светских теориях образования и, следовательно, является главным препятствием тому, чтобы какая-либо из подобных теорий была принята им полностью".218 Элементы христианского подхода к образованию всегда должны разумно развиваться в свете человеческих потребностей и человеческого состояния. Мы вернемся к целям христианского образования в нашем исследовании работы учителя.

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ УЧАЩЕГОСЯ.

Помимо центрального положения образа Божьего в человечестве есть и некоторые другие моменты относительно учащегося, которые следует знать христианскому педагогу. Во-первых, Библия рассматривает людей как целостных личностей. Библия не изображает человеческих существ в дуалистическом или аморальном образе. Поэтому там отсутствует идеалистическая концепция раздельного существования тела и души, подобная той, что мы находим у Платона. Адам стал душою живою, когда Бог соединил вместе все части его тела с жизненной силой в момент создания (Бытие, 2:7). Библия говорит скорее о "бестелесных духах" (Иоанна, 5:28; 27; 1 Фессалоникийцам, 4:16,17; 1 Коринфянам, 15:51-54).


           ......

[Продолжение читайте в електронный версии] Сылка http://christiansng.ucoz.com/load/0-0-0-6-20

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Payl (18.06.2013)
Просмотров: 752 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: