Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 16.12.2018, 06:00
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Наши Друзья

Церкви.com
Главная » 2013 » Декабрь » 24 » "Христианский университет в России – интеграция служения, науки и образования", Василий Рыжов
17:18
"Христианский университет в России – интеграция служения, науки и образования", Василий Рыжов
"Христианский университет в России – интеграция служения, науки и образования", Василий Рыжов

В своем докладе, во-первых, я кратко остановлюсь на  истории первых университетов, а также возникновения образования и науки. Мне кажется, это необходимо для того, чтобы увидеть их христианское происхождение и корни, а также побудить нас размышлять о современном состоянии христианских университетов в России.

Во-вторых, хочу кратко рассмотреть некоторые моменты современного Российского законодательство об образовании применительно к вопросам создания и функционирования христианского образования в целом, и в частности применительно к деятельности христианского университета в России.

В-третьих, я представлю свое понимание современной концепции христианского образования и христианского университета, в частности. И в заключение – несколько вопросов к нам о нашем отношении к поставленной проблеме и перспективах ее решения.

Средневековье, как известно из истории образования, знало три вида школ.

1) Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях. Они ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц – клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка богослужения.

2) В средней школе, возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи "свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, или логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка).

3) Позднее изучение "свободных искусств" стало производиться в высшей школе, где эти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем ("артистическом") факультете. Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально – общие науки), потом это название было вытеснено другим – университеты.

Первые университеты возникли в XII веке – частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей – специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы. Университет состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в христианском освещении).

Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличивалось. В 1500 году в Европе было уже 80 университетов. И, заметим, все – христианские.

Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие, главным образом, профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для студентов.

Численность студентов в университетах была самая разная, но измерялась, как правило, тысячами. В Парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в Пражском университете к концу 14 века – 4 тысячи.

Таким образом,  самый беглый взгляд на историю свидетельствует, что изначально, по своему происхождению, университеты были христианскими. Впрочем, как и все образование, и вся наука.

Если мы попытаемся непредвзято разобраться в истории науки, мы убедимся в том, что наука зародилась в сердце христианской цивилизации, фундаментом которой является христианское мировоззрение. Наука в самой  сердцевине своей является продуктом христианства.

Действительно, оглядываясь на 2-3 тысячелетия назад, можно обнаружить 12 великих цивилизаций с высоко организованными городами, впечатляющими достижениями искусства, литературы, развитыми политическими системами, высокой техникой обработки металла, камня, глины, развитыми системами землемерия, знаниями о движении планет и звезд.

 Но при этом не было понимания закономерностей поведения веществ, выраженного формулами, не было обобщенного понимания законов движения, не было ни малейшего представления о размерах и структуре составляющих элементов материи, теорий о ее свойствах. Но самое главное, не существовало концепции о том, что бесконечное множество явлений – астрономических, электрических, динамических, химических – есть проявление неделимого единства мироздания, которое можно определить буквально несколькими уравнениями.  Вот это  понимание  природы,  которое, в общем-то, и называется наукой, возникло и обрело зрелость в Европе XVII века, в недрах христианства и благодаря ему.

Прежде всего, это были работы Ньютона, который, опираясь на труды Коперника, Кеплера, Галилея, избегая эмпиризма Бэкона и рационализма Декарта, развил понятия пространства и времени, массы и силы, скорости и ускорения, инерции и мощности, сформулировал универсальные законы движения, развил дифференциальное исчисление, решил уравнения, позволяющие рассчитать поведение объекта в различных условиях: и для расчета орбиты Луны и траектории падения яблока. Все это было фундаментом теоретической физики и толчком развития науки, необычайный рост которой был, по сути, развитием и распространением Ньютонова метода на другие явления.

Почему именно в Европе и в XVII веке? А не в древнем Китае с его развитой технологией, не в Индии, Египте, Вавилоне, Персии, Мексике? Почему не в Греции – самой интеллектуальной из древних цивилизаций возникла наука.

Если исходить из природы науки, можно сказать, что она способна появиться и развиться только в такой цивилизации, где помимо необходимых материальных предпосылок, а они, конечно, имелись во многих прежних цивилизациях, нужно определенное отношение людей к миру. Нужны идеи и убеждения всего общества, благоприятствующие возникновению науки. Вот важнейшие из таких убеждений, являющиеся предпосылками науки:

интерес к окружающему миру,

вера в то, что мир достаточно хорош и достоин изучения,

вера в упорядоченность мира,

вера в то, что все происходящее закономерно и разумно,

убежденность в том, что мир, хотя бы в  какой-степени доступен  человеческому разуму и познанию,

понимание того, что изучение мира не лишено смысла,

– представления о том, что полученные о мире знания являются всеобщим достоянием.

Это основные взгляды, необходимые и достаточные для зарождения науки в любом обществе. Они составляют то, что можно обозначить как мировоззрение,  и притом мировоззрение уникальное. Она сложилась в Европе в XVII веке, и истоки этих взглядов – в христианской теологии и философии европейского мышления. Именно христианское учение подготовило почву для развития науки, обучая людей тому особенному отношению к миру, без которого наука была бы невозможна.

Христиане верят в то, что мир хорош, потому что таким его создал Бог: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Бытие 1:31). Мир разумен и упорядочен потому, что он создан и продолжает существовать благодаря разумному Богу. Христиане верят в то, что  человеческий разум может познать мир, потому что Бог приказал человеку познать и покорить землю: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (познавайте ее)" (Бытие 1:28). Кроме того: "Бог все расположил мерою, числом и весом".

Основоположники ключевых направлений современной науки были убежденными христианами и видели в научной работе свое христианское призвание и служение Христу. Среди этих ученых самые блистательные имена:

Иоганн Кеплер – открыватель законов  планетарного движения: "Я – христианин. Велик Бог наш Господь, велика Его сила и нет предела Его мудрости. Я верю лишь и единственно в то, что совершил Иисус Христос. Лишь в Нем наше убежище и утешение. У меня было намерение стать богословом, но теперь я вижу, как Бог моими стараниями прославлен и в астрономии, потому что "небеса проповедуют славу Божию".

Исаак Ньютон, посвятивший 4,5 тысячи страниц исследованию Библии: "Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего существа. Вот мое первое и последнее слово. Атеизм бессмыслен…".

Блез Паскаль, величайший физик и математик, известный своими богословскими трактами: "Христос притягивает к себе все человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освободиться от этого. Христос – вся наша добродетель и блаженство"

Майкл Фарадей, выдающийся английский физик и пастор церкви: "Как бы высоко ни стоял человек над окружающими его созданиями, в нем заложено стремление к иной, более благородной высоте. Его мысли о потусторонней жизни сопровождаются страхами, надеждами, ожиданиями. Я уверен, что истину об этой жизни не получить даже самым беспримерным проявлением человеческой мудрости. Она открывается ему не посредством разума, а благодаря элементарной вере в данное нам свидетельство".

 Джеймс Максвелл, создавший электромагнитную теорию света и связанные с ней уравнения, открывшие путь физике ХХ века, пастор христианской церкви: "Всемогущий Бог, Который создал человека по Своему образу и подобию, оживил душу его, чтобы он мог искать Тебя, господствовать над твоим творением, научи нас познавать творения рук Твоих, чтобы мы могли возделывать землю для нашей пользы, укреплять наш разум для служения тебе".

Вильям Томпсон (лорд Кельвин), открывший законы термодинамики, создавший шкалу абсолютной температуры, прославившийся более чем 70 выдающимися изобретениями: "Ошеломляюще сильные доказательства разумного и благодатного промысла Божьего лежат вокруг нас. Атеистическая  идея настолько неразумна, когда все пять органов чувств свидетельствуют совсем о другом, что это невозможно выразить словами. В отношении происхождения жизни наука положительно утверждает реальность Творения".

Джеймс Джоуль – основатель термодинамики, теплофизики: "После познания и послушания воле Бога следующей целью должно быть познание Его Самого и присущих Ему черт: мудрости, силы, и благости, о которых свидетельствует его творение".

Луи Пастер – основатель микробиологии: "Чем больше я изучаю природу, тем больше поражаюсь тому, что создано Творцом. Наука приближает человека к Богу".

Альберт Эйнштейн – нобелевский лауреат, создатель теории относительности: "Лучезарный образ Иисуса произвел на меня потрясающее впечатление… Никто так не говорил, как он. В нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю".

Сюда же относятся имена и многих других основоположников и продолжателей ключевых направлений современной науки – Карла Линнея, Жоржа Кювье, Грегора Менделя, Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.И. Пирогова и других.

В последующем сложилось так, что главам церквей и религиозным деятелям не удалось вписать науку в ткань своего религиозного видения мира, и наука стала обособляться от христианства. Этот процесс усугубился работами атеистов 18-19 века. Отрыв науки от ее христианских корней был и до сих пор продолжает оставаться глубоко разрушительным.

Атеизм подчинил себе души людей, технологический материализм загрязнил окружающую среду, привел человечество на грань экологической катастрофы, подобно той, что была во времена Ноя.

Неразрывно с развитием науки шло и развитие образования. Основы педагогики и образования заложены великими христианскими мыслителями и  педагогами, черпавшими вдохновение в сокровищнице Слова Божия – Библии. Среди них – Августин Аврелий (Блаженный), Ян Амос Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и многие другие.

Христианское образование обращено внутрь человека. Упор делается не на внешнее, будь то физическое развитие или умственные способности, а на развитие духовной сущности человека на основе веры, разума и воли. Цель образования – познание Бога. При этом большое место занимает наука, ибо познание Бога достигается, во-первых, через познание сотворенного Им мира, поступающее к человеку посредством данных ему чувств, способностей, знаний и добродетелей, которые образование пробуждает, и, во-вторых, путем веры и любви в непосредственном общении с Богом через Его Откровение. Образование в таком случае – это построение самого себя как образа Божия.

Сегодняшний разрыв христианства и образования не менее, а даже более разрушителен, чем разрыв христианства и науки.

Таким образом, краткий экскурс в историю показывает христианские корни и природу образования и науки. И надо сказать, что сегодня сеть христианских университетов и колледжей по всему миру, вообще говоря, огромна. К сожалению, за исключением России. В связи с этим вспомнил, на сколько отвлекаясь от основного вопроса, один роман, несколько лет назад опубликованный Ларой Лонд "Пока не поздно". Там описано восхищение церкви, согласно книге "Откровение", когда были взяты все истинные христиане. Неожиданно повсюду исчезли люди, и в СМИ сообщалось о многочисленных необъяснимых исчезновениях людей в разных странах. И одно интересное сообщение в СМИ: "На это раз России повезло. В ней исчезло очень  мало людей". Вот и здесь России повезло: в ней практически нет христианских университетов.

В Европе и Америке, как известно, и я много читал и слышал, в том числе непосредственно от нескольких видных христианских деятелей – выпускников американских христианских университетов – серьезных специалистов и профессионалов в области биологии, креационизма, философии, химии и информационно-математических и технических дисциплин, христианский университет, вообще христианское образование, образование в христианских школах и образовательных учреждениях – это традиционно, широко и престижно.

В России, по сути, христианских университетов попросту нет. А между тем, новое Российское законодательство об образовании открывает хорошие возможности и перспективы для его создания, для развития в России христианского образования вообще и христианских колледжей и университетов, в частности.

В Законе РФ "Об образовании", который вступит в силу с 1 сентября 2013 г., имеется ряд положений, касающихся образовательных организаций религиозного образования и образовательных организаций, созданных религиозными организациями.

В статье 22 "Закона об образовании в РФ",  имеется положение о создании духовных образовательных организаций. Исключительное право учреждать духовные образовательные организации дано религиозным организациям. Далее законодательство, в частности статья 49 Закона РФ "О внесении изменений в законодательство РФ в связи с принятием Закона об образовании", часть 3 предусматривает положения, внесенные в статью 19 "Закона о свободе совести и религиозных объединениях". Они состоят в следующем:

"Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, и вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, вправе выдавать лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по аккредитованным образовательным программам, дипломы об образовании государственного образца. Эти дипломы дают их обладателям все те права, какие предусмотрены для выпускников гос. вуза, а также право осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

Данные положения позволяют создавать духовные образовательные организации для реализации профессиональных образовательных программ, объединяющих богословскую и профессиональную подготовку по любым специальностям в соответствии с государственными стандартами, последующую государственную аккредитацию этих программ и право выдавать выпускникам христианского университета дипломы государственного образца.

Что касается федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то их структура предусматривает возможность почти половину всего объема подготовки наполнять содержанием, основанным на наших христианских мировоззренческих позициях.

Выстраивая концепцию христианского образования в 21 веке, мы неизбежно обращаемся к самому свежему, никогда неувядающему и всегда современному наследию Библии и учению Иисуса Христа.

77 псалом с полным правом можно назвать педагогическим. Вот его некоторые стихи, ставящие сегодня перед нами новые, хотя и вечные задачи образования:

"Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали детям своим, возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его".

В послании апостола Павла Кол.2:3 написано: в Иисусе Христе "сокрыты все сокровища премудрости и ведения".

Здесь все – ключевое слово. Это значит, что хотим мы того или нет, сознаем это или нет, верим в это или не верим­, образование, вообще любой процесс познания, любого знания и всех знаний вместе взятых имеет отношение к Иисусу Христу. Это значит, что подлинное и полноценное образование может быть только христианским. В его основе – христианское мировоззрение. А всякое мировоззрение включает определенное понимание Бога, мира и человека в их взаимоотношениях. И это определенное понимание раскрывается и формируется в образовании через совокупность так называемых мировоззренческих дисциплин. Принято выделять, по крайней мере, 10 таких дисциплин:

1) Богословие (свое богословие есть у любого мировоззрения, и в этом смысле любое мировоззрение является религиозным).

2) Философия (с основным вопросом о соотношении материи и сознания).

3) Биология (с главным вопросом о происхождения жизни: эволюции или сотворения).

4) Этика (с главной проблемой происхождения морали и нравственных норм).

5) Психология (с основной проблемой происхождения души и сознания личности).

6) Социология (в качестве главного изучающая вопросы происхождения семьи, церкви и государства).

7) Право (с основным вопросом происхождения и сущности юридических норм).

8) Политика (решающая вопросы происхождения и функционирования власти).

9) Экономика (изучающая сущность и происхождение богатства и собственности).

10) История  (дающая ответ на центральный и конечный эсхатологический вопрос о целенаправленности существования мира и человека).

Ни одну из этих дисциплин нельзя упустить при полноценном образовании, христианском образовании. Невозможно, например, готовить пастыря душ,  и быть таковым, не имея должной подготовки по всем этим дисциплинам. 

Вместе с тем, христианский университет, не может быть только богословским и заниматься только и исключительно "подготовкой религиозного персонала", но даже если он и будет заниматься только такой подготовкой, она не может быть сведена к богословскому только аспекту.

Каковы сегодня ожидания в обществе относительно христианского образования? Социологические исследования, направленные на выявление запросов и потребностей христианской молодежи предоставляют нам следующую информацию:

1) 70% опрошенных молодых людей–христиан имеют потребность и в светском, и в духовном образовании, то есть потребность одновременно получать профессию и нужные знания, чтобы содержать семью, и развиваться духовно, быть полезным обществу и церкви, нести Евангелие людям.

2) Главные факторы, влияющие на выбор верующими молодыми людьми высшего учебного заведения: наличие нужной специальности, качественные знания, духовно-нравственная репутация вуза, ­возможность получить диплом государственного образца.

3) наиболее привлекательны для христианской евангельской молодежи в духовных высших учебных заведениях такие специальности в порядке отмеченной значимости:

- психология и консультирование,

- педагогика

- религиоведение,

- медицина,

- бухучет, вообще социально-экономические специальности,

- музыкальные специальности.

В целом исследование показало, что у верующих евангельских христиан имеется насущная потребность совмещать богословские знания с практической специальностью, которая позволяла бы им реализовать себя в профессиональной сфере, не отрываясь от духовного контекста. И конечно, плюс диплом государственного образца.

Невозможность получить такое образование (мы его не создали в России) вынуждает христианскую евангельскую молодежь получать образование в государственном вузе. Многие из нас, работающие в таких вузах, знают, какая там, подчас неблагоприятная духовная обстановка.

Христианскому сообществу в целом, в том числе молодежи из числа неверующих, мы должны предложить широкий спектр многообразных гуманитарных образовательных программ, направленных на профессиональные компетенции, при этом основанные на христианском мировоззрении, с одной стороны, и реализующие христианскую парадигму образовательного процесса, с другой стороны. В этой новой парадигме ориентации образовательного процесса иные в сравнении с современным секулярным образованием. Вот каковы основные отличия главнейших ориентаций светского секулярного и христианского образования, представленные в нижеприведенном кратком обзоре:

1. Индивидуум - человечество

В мирском образовании человек мыслится и рассматривается как отдельный индивидуум со своим отдельным внутренним миром, суверенным для других людей, мало постижимым или вообще недоступным для постороннего.

В христианском  подходе, напротив, жизнь отдельного человека понимается как частица коллективной жизни, жизни в обществе. Люди рассматриваются как человечество, как единый организм, как одно древо. Представленный И.А. Ильиным принцип всеобщей взаимосвязанности людей в добре и зле очень ярко иллюстрирует эту особенность. Людям свойственно чувствовать внутренний мир другого человека в гораздо большей степени, чем это можно предположить нашим разумом.

2. Ум – сердце

Характерной особенностью светского подхода к познанию и обучению является примат ума, мышления, мозга. "Я мыслю, следовательно, существую". 

В христианском понимании познания главное – сердце, то есть чувства, переживания, отношение к тем фактам, событиям, которые познаются или с которыми человек сталкивается.

3. Сторонний наблюдатель – вовлеченный участник

Субъектом познания в секулярном образовании мыслится  сторонний наблюдатель. Познание здесь ценно, прежде всего, объективностью, при которой познающий не вмешивается в изучаемый объект, отстранен от него. Чем меньше вовлечен познающий субъект в изучаемый объект, тем точнее и объективнее знание, полагает данный подход.

В отличие от этого, в христианском образовании субъект – вовлеченный участник. Подлинное познание невозможно без любви и соучастия. И это относится к любому познанию, а не только к познанию другого человека и пониманию его души.

4. Моральная нейтральность – нравственная вовлеченность

Для секулярного типа обучения характерна моральная нейтральность познающего. Здесь нравственность отделена от познания. Более того, включение совести, морали в процесс обучения  делает его, как полагают,  религией, а не наукой, верой, а не знанием.

Христианское образование характеризуется нравственной вовлеченностью познающего, его моральной ответственностью, а обучение предполагает также моральное вовлечение обучаемых в процесс познания. Познание не нейтрально к совести и морали. Ложь, заблуждение и упорство в них – безнравственны, даже если они искренни. Именно поэтому Иисус Христос молился: "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят", когда ходатайствовал перед Богом о тех, кто совершал святотатство. Давая праведным иудеям урок отношения к грешнице, взятой в прелюбодеянии, Иисус вовлек их в нравственное осознание их собственной греховности  и потому невозможности судить других (Ин. 8).

5. Отдельные дисциплины – сотворенный мир и его Творец

В секулярном образовании учебные предметы – суть отдельные дисциплины. Каждая из них имеет свой отдельный научный предмет и направлена на его изучение. В христианском образовании  все предметы и дисциплины направлены на  познание Божьего творения и самого Творца.

6. Знания, умения, навыки – мудрость

В секулярном подходе к познанию и обучению преобладающая роль принадлежит фактам, знаниям, умениям, навыкам. Количеством их и уровнем владения измеряется результат познания и обучения. 

В христианском образовании ведущая роль в обучении и воспитании принадлежит мудрости. Мудрость рассматривается как нравственная категория, как понимание того, что есть добро и что зло, что истина и что заблуждение, что красота, а что безобразие, что гармония и что хаос.

7. Руководство и контроль – любовь и служение

В секулярном познании и обучении решающее значение придается руководству и контролю. В христианском образовании главными факторами обучения и познания являются любовь и служение.

8. В мирском понимании образование не налагает ответственности за познание истины. В христианском образовании педагог, чему бы он ни обучал, ответствен перед Богом за результаты обучения, а учащийся ответственен за принятие или отвержение истины.

Все названное формирует особую атмосферу образовательного пространства христианского университета. Здесь реализуется идея гуманитаризации богословского образования и одухотворения гуманитарного и естественно-научного образования.

В этом образовательном пространстве реализуется идея интеграции служения Иисусу Христу + науки + образования. Опыт проведения нескольких международных научных конференций по проблемам "Духовности в образовании" на базе Нижегородского христианского колледжа в 1998, в 2000, в 2004 годах, последующая работа по изданию систематического сборника научных трудов с привлечением ученых государственных и негосударственных светских вузов показывает наличие жгучего интереса секулярных ученых к такому сотрудничеству, возможность приобщения ученых светских университетов к христианскому мировоззрению, поворот сознания к  тому, о чем светские ученые имеют чрезвычайно смутное представление – поворот к христианскому мировоззрению. Я помню реакцию многих неверующих ученых – участников одной из таких конференций на изданную к началу конференции и подаренную всем участникам мою книгу "Христианство, наука, образование": Изд-во "Библейская лига". 2004. "Как? Да разве это совместимо – христианство, наука и образование?"

А какой уникальный опыт в этом направлении реализует центр "Апологет" и  его идейный вдохновитель Г.А. Лихих в сотрудничестве с Курским институтом МЭБИК.

Поставив вопрос, где приложить образование и дары ученых-христиан, вообще христианской интеллигенции, мы можем посмотреть на ряд ответов:

В светских университетах: Да мы работаем в таких вузах, даже успешно. Через нас многие студенты узнают о Христе и некоторые из них обращаются к Богу. Например, мою аспирантуру и докторантуру В Нижегородском государственном лингвистическом университете закончили 50 человек, став кандидатами и докторами психологии. Около половины из этого числа – наши евангельские христиане. Но наша работа здесь всегда сопряжена с непредвиденными последствиями и трудными обстоятельствами. Приходится отстаивать каждый шаг в своей работе, нередко лишаться кафедры и должности. И хотя мир вынужден признавать наши заслуги перед обществом, все же стоять в проломе в светском вузе очень нелегко.

В церкви:  Здесь, к сожалению, не проще.

Здесь мы часто можем услышать: "Знание надмевает", "Богу нужны послушные, а не умные".

В богословском образовательном учреждении: Именно таковыми являются существующие сегодня духовные образовательные организации. Здесь другая атмосфера, другие подходы. Но здесь, как правило, реализуется только богословская подготовка и ориентация на церковное служение. Здесь наши научные квалификации в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин также не востребованы полностью.

Думаю, что наилучшая альтернатива этому – Российский христианский университет. Кого он должен готовить? Не только "служителей и религиозный персонал", как обозначено в лицензиях богословских школ, но специалистов и профессионалов в самых различных областях естественно-научного и гуманитарного знания и подготовки. Для чего он призван готовить? Для работы в своей профессиональной сфере (педагог, экономист, бухгалтер, менеджер и т.д.) и для служения в церкви, и для распространения Евангелия в том мире и месте, где он живет и работает. Как это соответствует Великому Поручению Иисуса Христа? Полностью соответствует! Как создавать российский христианский университет?

Здесь нужны время и силы, средства и энергия. Готовы ли сегодня мы, христиане перестать жить так, будто сегодня последнее время и последний день, и ничего долгосрочного планировать и осуществлять не следует.

Государство создало великое множество университетов, в которых готовит служителей для себя. Единицы из них, по великой милости Божьей, становятся служителями для Христа. Они живут в мире, трудятся на своих рабочих местах в соответствии с  полученным образованием, и там на этих местах несут евангелие людям, служа Господу. Но их так мало, и им так трудно.

Где в России университеты христианские как альтернатива множеству университетов государственных и секулярных?  К сожалению, мы евангельские христиане России почти ничего не противопоставили этому множеству. Мы молимся: "Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя  и на земле, как на небе".  А как оно приидет (Царствие) и как она будет (воля Его)? Разве не нами Господь осуществляет свои великие планы? У меня вопрос ко всем нам: Мы услышали голос Господа, говорящего  "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Мы  сказали "Вот я, пошли меня?"

Этими вопросами я и закончу. Спасибо.


Источник

Просмотров: 710 | Добавил: Payl | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: