Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 16.12.2018, 07:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наши Друзья

Церкви.com

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

МОДЕЛЬ ХРИСТИАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И УКРАИНСКИЙ КОНТЕКСТ
29.04.2013, 18:01

Словосочетание «христианский университет» до сих пор представляется странным в постсоветском контексте, где умеют отделить церковь от школы, но освободить школу от научного атеизма не могут до сих пор. Университет может быть антихристианским, но никак не христианским – по умолчанию полагают представители советской школы. Есть и критики справа, у которых «христианскость» деформирует саму идею университета, превращает его в семинарию, обязывает к конфессиональной принадлежности. Между тем, университет манифестирует свободу, живет ей, а потому чужд как идеологизации, так и клерикализации, в которых академическая независимость сменяется ангажированностью любого рода.   

Христианский университет как сложносоставной концепт выражает идеи университета и христианства по-новому. Здесь христианство особого рода -  открытое для инкультурации, не чуждающееся исследования, рефлексии и критики. Здесь и университет sui generis – основанный на презумпциях христианского мировоззрения и добровольно ограниченный его же этическими рамками.

На сегодня в мире существует более тысячи христианских университетов и колледжей, открыто декларирующих свою мировоззренческую приверженность христианству. Причем этот сегмент не маргинальный относительно основного направления науки и образования. Классические университеты, начиная с Болоньи и Сорбонны, формировались как христианские высшие школы.

Особую родственность теологии и светской университетской науки демонстрировали протестанты, преодолевшие дуализм сакрального и мирского, священнослужения и профессии. Известно, что основатели Гарвардского университета в историческом документе 1643 года призывали всех учащихся видеть именно Христа основанием знания и учения.

Даже на излете модерна христианский университет оставался общественно значимым фактором. В 1880 году Абрахам Кайпер, известный кальвинистский теолог, основал Амстердамский свободный университет, где открыто исповедовалась протестантская идентичность и, одновременно с тем, приверженность объективной науке. Подобная модель университета предполагала свободу и от государства, и от церкви. Вместе с тем, здесь акцентировалась социальная и культурная ответственность образования и его агентов. Независимость и ответственность нераздельны: сохраняя срединное положение между институтами церкви и государства, университет служит прежде всего обществу.

В Украине есть несколько школ, название которых включает ссылку на христианскую идентичность: Украинский католический университет, Киевский и Донецкий христианский университеты, Международный христианский университет, Христианский гуманитарно-экономический открытый университет. Каждый из этих вузов выбрал свой путь имплементации идеи христианского университета в украинском социокультурном и образовательном контексте.

Украинский католический университет открыто декларирует свою конфессиональную принадлежность. Обладая статусом негосударственного вуза, УКУ получил третий уровень государственной аккредитации, а также мировое признание в сообществе католических университетов.

Киевский христианский университет также изначально самоопределился как конфессиональная школа – в структуре Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ). Богословские и церковные программы аккредитованы в профильной Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (ЕААА), но из-за отсутствия студентов большей частью были приостановлены.

Донецкий христианский университет заявляет о своем евангельско-баптистском исповедании, но также о межденоминационном, межцерковном масштабе работы. Согласно своей философии образования, «ДХУ как богословское учебное заведение осознает себя частью Церкви», но не ограничивается ее рамками. Помимо церковных, богословских и миссиологических программ, ДХУ выступил учредителем дочерней структуры - Украинского христианского гуманитарного института, который в кооперации с действующими частными вузами региона намерен предложить признанные государством образовательные программы (филология, психология, социология) для прихожан протестантских церквей как целевой аудитории.

В отличие от университетов, созданных по инициативе церквей, Международный христианский университет – частный вуз, соотносящийся с христианской традицией лишь в части культуры и этики. Основные направления подготовки - менеджмент, маркетинг, международная экономика.  Университет был создан в 1992 году, в партнерстве с Международным университетом Вены, развивался в сотрудничестве с Киевским национальным экономическим университетом, и лишь в 2009 году получил третий уровень аккредитации.

Совместить перечисленные подходы в своей практике пытается Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, действующий в Одессе. Здесь предлагают «духовно-светское образование», сочетание духовности и науки, «познание истины Священного Писания, а также христианскую мораль». Университет входит в структуру Центра гуманитарного образования Национальной Академии наук Украины, но принципиально отказывается от контактов с Министерством образования и науки. В то же время является членом сообщества  европейских университетов «Magna Charta Universitatum», аккредитован в International Council for Higher Education. Примечательно, что выпускники помимо украинского негосударственного диплома, получают и дипломы, признанные другими государствами, -  дипломы Московского гуманитарно-экономического института и Международного университета Вены. Вне стесняющих государственных нормативов университет предлагает широкий выбор гуманитарных, юридических, экономических специальностей.

Приведенные примеры имплементации идеи христианского университета в украинском контексте свидетельствуют о поиске срединного пути между интересами церквей и государственными требованиями; о продолжающемся балансировании между интеграционными процессами в международном масштабе (членство в международных ассоциациях и адаптация к Болонским требованиям) и постсоветской централизованной бюрократией.

Ориентируясь исключительно на мировой опыт и благие пожелания христианского сообщества, христианские университеты так и не смогли добиться государственного признания. Перспективным представляется кооперация христианских университетов с частными и государственными вузами для создания аккредитованных программ. В долгосрочной перспективе такое взаимопроникновение научит культуре добрососедства, поможет формированию на стыке двух разных образовательных направлений единого пограничного сообщества ученых и преподавателей, обладающих нужным статусом в системе МОН и внутренней мотивацией для работы в (меж)конфессиональной среде.

 Блог Михайла Черенкова

Источник: http://risu.org.ua/

Категория: Мои файлы | Добавил: Payl
Просмотров: 230 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: